лубок мыши кота погребают

Лубок это:

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной ( фольклорной ) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (см., например, Вячеслав Сысоев, Афанасий Куликов ). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Содержание

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времен Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппин ; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

В России

В России XVI века  — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». В Ро

Источник

В альбоме воспроизведена небольшая часть репродукции с русских народных картинок, хранящихся в музеях и в библиотеках страны (гравюрный кабинет Государственного музея изобразительного искусства имени А. С. Пушкина, Государственный исторический музей, отдел эстампов Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.) Некоторые листы лубков публикуются впервые. Составитель альбома приносит благодарность всем сотрудникам вышеназванных учреждений за участие и помощь в отборе лубков.

В 1766 году профессор поэзии и элоквенции, академик Яков Штелин, проезжая через Спасские ворота Московского Кремля, заинтересовался развешанными для продажи пестрыми потешными листами, купил ради «куриозности» дюжины полторы картинок и увез их с собою в Петербург. Впоследствии приобретенные им лубки поступили в «древлехранилище» историка М. П. Погодина, а затем в фонды Петербургской публичной библиотеки.

Пролежав почти два века в папках библиотеки, эти раскрашенные листы отлично сохранились и на выставке русского лубка, организованной в Москве Союзом художников СССР в 1958 году, радовали глаз первоначальной яркостью красок.

Народные картинки имели в те давние годы широкое распространение в крестьянском и мещанском быту, составляя необходимую принадлежность крестьянской избы, постоялого двора и почтовой станции.

Офени-коробейники в своих лубяных коробах распространяли лубочные картинки повсюду, до самых глухих деревенских углов.

Пушкин, описывая обстановку почтовой станции, не забывает упомянуть о народных картинках, прибитых гвоздиками на стенах: «Погребение кота, спор красного носа с сильным морозом и тому подобное...« («Записки молодого человека»). А у коменданта Белогорской крепости капитана Миронова на стене рядом с офицерским дипломом «красовались лубочные картинки,

Источник

Кот Казанский

Кот Каза́нский — представитель семейства кошачьих, ставший героем исторических преданий и легенд, фольклорных и лубочных сюжетов XVI—XX веков и объектом памятников XXI века. Фигура Кота Казанского характеризуется как разнообразием воплощений образа в различных видах искусств и множественностью его трактовок, так и противоположностью проявлений характера исторического прототипа.

Содержание

XVI—XX века [ править | править вики-текст ]

Согласно историческим преданиям, в Средние века в Казани существовала особая порода «бойцовых» котов-мышеловов, представители которой были крупными сильными животными с круглой головой, широкой мордой, выпуклым лбом, крепкой широкой шеей, развитым плечевым поясом и коротким хвостом

. Изучавший историю Кота Казанского И. Н. Башмаков отмечает также присущие породе «густую длинную шерсть белого или серого окраса, богатые усы и большие выразительные глаза». Породы в чистом виде больше не существует, она перемешалась с другими

Историк С. Ф. Фаизов возводит фольклорную родословную Кота Казанского к марийской легенде об осаде Казанского кремля в 1552 году войсками царя Ивана Грозного  — «Как марийцы перешли на сторону Москвы», где придворный кот казанского царя ( хана ) выступает спасителем хозяина, предупреждая его о подкопе под кремлёвскую стену

. Отмечая существование нескольких версий устного рассказа о захвате Казани Иваном Грозным, — с одним и тем же сюжетом с участием животного в спасении хана

Историческое сочинение В. Н. Берха «Соликамский летописец» фиксирует событие 1597 года в Верхтагильском остроге, где Казанский кот, наоборот, несёт хозяину гибель:

А воевода в нём был с Москвы Рюма Языков. И был у тово воеводы с собою привезён казанской кот большей. И всё де ево подле себя держал Рюма. И тот кот

Источник

Русский лубок

Русский лубок

С середины XVII в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине XIX в. их стали называть лубками. Кто и почему назвал их «лубочными картинками, лубками» – неизвестно. Может, потому, что картинки вырезали на липовых досках (а липу тогда называли лубом), может, потому, что продавали их в лубяных коробах офени-коробейники, или, если верить московскому преданию, все пошло с Лубянки – улицы, на которой жили мастера по изготовлению лубков.

Лубок – это гравюра, или оттиск, получаемый на бумаге с деревянного клише. Способ изготовления придумали в Китае в VIII в. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV в. И в середине XVII в. в Россию.

XVII–ХVIII вв. – это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. И противники реформ печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. «Кот Казанский». Лубок «Мыши кота погребают» появился после смерти императора. Принципиально новым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII в. Главная задача лубка – украсить дом.

После смерти императора лубок потерял политическую остроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван-царевич, Бова-королевич, Илья Муромец.

Изначально картинки были черно-белыми, но позднее их производство стало более массовым и уже цветным. Черно-белые оттиски раскрашивали заячьими лапками женщины под Москвой и Владимиром.

Зачастую такие лубочные картинки походили на современную раскр

Источник

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

Arabic Bulgarian Chinese Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Finnish French German Greek Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Italian Japanese Korean Latvian Lithuanian Malagasy Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swedish Thai Turkish Vietnamese

definition - Лубок

synonyms - Лубок

phrases

analogical dictionary

Лубок

Лубо́к — вид изобразительного искусства, которому свойственна доходчивость и ёмкость образа. Лубок называют также народной ( фольклорной ) картинкой и связывают с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Нередко лубок имел декоративное назначение.

Лубок являлся видом народного творчества, но сегодня к этому виду относятся также работы профессиональных художников, использующие лубочные приемы (например, Кузнецов Андрей Тимофеевич ). Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование. Часто лубок содержит пояснительные надписи и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

Содержание

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

пылесос для квартиры с кошкой
Семейство кошек довольно большое и разнообразное. Среди представителей кошачьих, каждый желающий сможет найти любимца на свой вкус и цвет. Ведь одни любят маленьких и пушистых, другие короткошерстных и больших, а неко

Благодаря своей доходчивости и ориентиро

Источник

Лубок

Первоначально вид народного творчества. Выполнялся в технике ксилографии, гравюры на меди, литографии и дополнялся раскраской от руки.

Для лубка характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска). Часто в лубке содержится развернутое повествование c пояснительными надписями и дополнительные к основному (поясняющие, дополняющие) изображения.

История

Самые древние лубки известны в Китае. До VIII века они рисовались от руки. Начиная с VIII века известны первые лубки, выполненные в гравюре на дереве. В Европе лубок появился в XV веке. Для раннего европейского лубка характерна техника ксилографии. Позже добавляются гравюра на меди и литография.

Благодаря своей доходчивости и ориентированности на «широкие массы» лубок использовался как средство агитации (например, «летучие листки» во время Крестьянской войны и Реформации в Германии, лубочные изображения времён Великой французской революции).

В Германии фабрики по производству картинок находились в Кёльне, Мюнхене, Нойруппине; во Франции — в городе Труа. В Европе широко распространены книжки и картинки непристойного содержания, например, «Tableau de l’amur conjual» (Картина супружеской любви). В Россию «соблазнительные и безнравственные картинки» завозились из Франции и Голландии.

В России

В России XVI века — начала XVII века продавались эстампы, которые назывались «фряжские листы», или «немецкие потешные листы». 

В конце XVII века в Верхней (Придворной) типографии был установлен фряжский стан для печати фряжских листов. В 1680 году мастер Афанасий Зверев резал для царя на медных досках «всякие фряжские рези».

если черная кошка перебежала дорогу слева направо перед машиной
ВСЕ О ЖИЗНИ КОШАЧЬЕЙ Наш сайт посвящен всем любителям кошек. Вы узнаете много новой информации о характерах и повадках своих любимых питомцев

Все кошки - очень разные. Большие и маленькие, воинственные и милые, но вс

Московский Патриарх Иоаким в 1674 году запретил «покупать листы, коеи печатали немецы еретики, лютеры и кальвины, по своему проклятому мнению». Лики почитаемых святых должны были писатьс

Источник

vkouznetsov

vkouznetsov

Сюжет мог быть заимствован из нюренбергского потешного листа XVII века "Погребение охотника разными зверями". Чёрный гроб охотника несут олени, на крышке гроба сидит сова. Процессию возглавляют две лисы; одна держит раскрытую книгу, другая - крест. Вепрь несёт заступ - копать могилу. Над гробом летают птицы. В XIX веке в России появился лубок "Погребение медведя косолапа теми зверями, которых он угнетал".

Прототипом также может быть сатира лютеран на погребение Папы Пия V (умер в 1572 году), или чехов на Григория XIII (умер в 1585). Кот лежит на санях.

Похороны на европейский манер: с катафалком на колёсах и музыкантами появились в России в 1699 году на похоронах Лефорта. Примерно тогда же чёрный цвет стал траурным. До этого царей хоронили на санях. У И. Забелина в "Домашнем быте русских царей" про это почему-то ничего нет. Петра I хоронили в санях.

На заступе (ухабе?) саней стоит мышь могиляк с лопатой для рытья могилы. Над ним надпись "Емелька могиляк идёт землю ковырять". Над котом в поздних редакциях лубка надпись: "Кот Казанский, а ум Астраханский, разум Сибирский". (Ум от разума чем отличался?)

Над мышами, которые тянут сани надписи: "Мыши с Рязани, а прозванием они Макары, лямками кота тянут и отсадно работают". Мыши играют на музыкальных инструментах. Над мышью со свирелью надпись: "Чурила Сарнач в свирелку играет, а ладу не знает".

"Мыши с Рязани, а прозванием они Макары" - однажды в Рязани Пётр I у местного жителя спросил его имя. "Макар" - ответил тот. "Очень хорошо" - сказал Пётр I. Все остальные тоже назвали себя Макарами. "Будьте же вы все Макарами," - только и оставалось сказать Петру.

Мышь едет в повозке с двумя колёсами. Она везёт склянку вина. В бочке везут пиво, в ушате выморозное молоко; одна мышь несёт пироги в коробе. В XVII веке на лубках изображало

Источник